Облака: осознанный выбор. OCS беседует с журналом "IT-Manager"

Август 2019 09 августа


Евгений Салихов, директор департамента Маркетплейс OCS Disribution, отвечает на вопросы Григория Рудницкого из журнала "IT-Manager" и рассказывает о том, кто "на коне" на современном рынке облачных услуг. Полную версию статьи можно найти на сайте журнала.

Аналитики утверждают, что рынок облачных сервисов в России растет и развивается. Какие технологии и виды услуг, на ваш взгляд, можно назвать основными драйверами роста?

В настоящий момент нам очевиден рост за счет IaaS и PaaS услуг. В большинстве своем, первая из них растет за счет большого количества различных проектов по "выносу” в облако инфраструктурных систем предприятий, систем резервного хранения и реализация “дизастер” сценариев и т.д., а вторая растет за счет интереса более крупных предприятий к гибридно-разрабатываемым приложениям, которые позволяют реализовывать архитектуру, когда наиболее значимые данные/сущности находятся по-прежнему внутри организации, а обработка данных и зачастую и ядро системы, вынесены во внешнюю среду, в которой необходимые компоненты уже реализованы и операционно обслуживаются разработчиком PaaS платформы.
 
Несколько лет назад многие компании утверждали, что есть приложения, которые никак нельзя переносить в облако, например ERP. Сегодня облачной ERP уже никого не удивишь. Как за последние несколько лет изменились заказчики, технологии, поставщики облачных услуг?

Гибридные архитектуры приложений, выстраиваемые вокруг современных PaaS платформ, позволяют реализовать различные сценарии хранения и обработки данных. Это  дало толчок бурному интересу предприятий к данному подходу, так как позволяет решить как проблему выноса части инфраструктуры вне предприятия, так и получить готовую среду разработки. Что касается SaaS сервисов, то они также активно развиваются и сейчас уже не столь неповоротливы в части кастомизации, адаптации под нужды той или иной организации, как это было ранее.
 
Что сегодня чаще всего выбирают заказчики для развертывания важных для бизнеса систем: частное облако или гибридное? Уступает ли частное облако позиции гибридному, как утверждают некоторые аналитики?

Сравнивать частное облако и гибридное наверно не совсем корректно, так как оба сценария имеют место быть в той или иной ситуации у заказчиков. В самых простых сценариях выноса инфраструктуры, бэкапов и т.д. – частное облако абсолютно достаточный инструмент и его использование вполне оправдано. Так и гибридные облака являются правильным решением, если заказчику необходимо обеспечить, например, вынос только среды выполнения кода во внешний периметр. А если в этом окружении уже настроены необходимые программные среды, то он получает максимальную выгоду от отсутствия операционных затрат на их обслуживание и капитальных на их приобретение.
 
Что сегодня ждут клиенты от облачного провайдера (доступную стоимость, быстроту, наличие дополнительных приложений и маркетплейсов, удобный инструменты управления)?

Современный облачный провайдер должен дать клиенту легкую в управлении систему самообслуживания и достойный SLA. Идеально, если рядом с облачными можно предлагать дополнительные сервисы, такие как настройка, адаптация, привилегированная поддержка и т.д. К этому привык любой клиент, когда раньше работал с системными интеграторами и они зачастую делали все, что хотел заказчик “по звонку”.
 
Как выбрать облачную платформу для SaaS, PaaS, IaaS, исходя из задач, стоящих перед заказчиком?

К сожалению, только пробовать. Универсальных сред нет и дьявол всегда в деталях. На сегодняшний день мы не видели заказчиков, которые использовали только одного облачного вендора для всех своих решений. Так или иначе, это набор различных платформ, которые разграничиваются по перечню необходимых функций, приложений и т.д.
 
Насколько востребована сегодня такая услуга как мультиоблачность? Почему заказчики прибегают к ней при наличии универсальных платформ, покрывающих почти 100% задач предприятия?

Невозможно в современном мире облачных ограничений и компромиссов иметь только одного поставщика облачных сервисов/платформ. Это могут быть как законодательные, так и функциональные особенности, которые просто не позволят перенести все необходимые сервисы в одно облако. Очень часто мы слышим и ограничения со стороны отделов безопасности, которые постепенно перестают сопротивляться облачным интервенциям и пытаются (раз уже не получилось остановить) возглавить это “безобразие” требованиями использования облаков от различных производителей, дабы уменьшить зависимость компании от риска их недоступности в силу тех или иных причин.

Насколько помогает российским облачным провайдерам ситуация с недавними блокировками Telegram, затронувшая и ресурсы AWS, когда немало заказчиков решили перебраться на отечественное облако?

Надо понимать, что борьба с Телеграм затронула не только ресурсы AWS, но и почти все остальные платформы. Все сервисы так или иначе сильно взаимосвязаны и попытки блокировки адресов, в том числе Amazon, Google, Microsoft и т.д. привели к проблемам и на узлах различных российских хабов, где происходила передача данных сервиса. В этом смысле пострадали все, вплоть до государственных организаций, серверы и приложения которых перестали отвечать или работали с затруднениями. Любая попытка позиционирования российского облачного провайдера через то, что их “не зацепило” – это иллюзия. Возможно, следующая попытка блокировки такого приложения с архитектурой, как у Телеграм, приведет к тому, что именно этот сегмент IP адресов пострадает больше.
 
Облако – это не только инструмент, но и средство реализации новых бизнес-моделей, новых сервисов. Все ли заказчики понимают это и используют облака не только в утилитарном, но и в "креативном" аспекте? Как облачный провайдер может в этом помочь?

Мне сложно сейчас представить молодого человека с современным мобильным смартфоном в руках, который не мог бы в двух предложениях объяснить, что такое «облако» и в чем выгода облачных технологий для него лично. Тоже самое для организаций. Современные руководители отлично масштабируют свой опыт на то, какие выгоды может получить организация от применения данного инструмента в своей работе. Креатив порождается скорее  в части необходимости обхода обозначенных выше различных ограничений и ответственности людей на местах, позволяющих уйти от самоцели применения облаков в организациях в ущерб стабильности их существованию.

Мероприятия

SUSE CaaS Platform

Вебинар будет посвящен возможностям SUSE CaaS Platform. Решению, которое позволяет ИТ-специалистам и разработчикам DevOps легко развертывать, управлять и масштабировать приложения и службы на основе контейнеров.

Cambium Day 2019

3 декабря в Москве компания Cambium Networks организует конференцию Cambium Day 2019 с участием заказчиков и ключевых партнеров.

Pure//Live Russia 2019

19 ноября в Москве компания Pure Storage, Inc., лидер среди производителей платформ хранения данных all flash для компаний-инноваторов, проведёт традиционный форум Pure//Live Russia 2019.На конференции Pure поделится видением современного опыта хранения данных, что позволит клиентам извлекать из них максимальную выгоду, снижая при этом сложность и затраты.